Перевозчики "прокатят" мэрию
11 августа 2006 года
Для участия в них будут допущены только крупные перевозчики — обслуживающие не менее 20 маршрутов, которые способны обновить свой автопарк автобусами большой вместимости. Однако опрошенные „Ъ“ предприниматели заявили, что продолжат ездить на «Газелях» и «ПАЗах» и не собираются участвовать в конкурсах — они считают, что условия договоров с городом позволяют им работать еще три года.
Генеральный директор ОАО «НефАЗ» Раиф Маликов сообщил „Ъ“ о договоренности с властями Казани о продаже 100 автобусов, оснащенных двигателями Cummins. Предстоящая закупка связана с намерением властей осуществлять пассажирские перевозки на автобусах большой вместимости, что согласуется с рекомендациями по модернизации маршрутной сети, полученными мэрией от ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» (Санкт-Петербург). По словам председателя комитета по транспорту и связи Казани Айдара Абдулхакова, в документе «для определения оптимального пути следования каждый маршрут рассматривается отдельно во взаимосвязи с другими маршрутами всех видов общественного транспорта, причем были учтены основные трудовые, учебные, социально-бытовые, культурные передвижения населения». Предполагается, что исполком Казани в ближайшее время обнародует предложенную институтом маршрутную сеть Казани для обсуждения, а «более рациональные замечания», как сказал господин Абдулхаков, будут включены в ее окончательный вариант.
По его словам, мэрия города собирается ввести новую транспортную сеть с января 2007 года. При этом количество маршрутов планируется сократить на 30%, а уровень их дублирования — на 53%.
Айдар Абдулхаков также сообщил, что мэрия Казани подготовила проект постановления о проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города. Он будет официально объявлен 10-15 ноября — после утверждения новой маршрутной сети города. Исходя из условий конкурса, в нем не смогут принять участие мелкие перевозчики: заявки будут приниматься от предпринимателей, обслуживающих уже сейчас не менее 20 городских маршрутов. На конкурс маршруты будут выставлены лотами, в каждом — по три направления: рентабельное, безубыточное, убыточное. Власти рассчитывают к середине декабря определить победителей и заключить с ними договоры. В дальнейшем перевозчикам комитет по транспорту и связи Казани, как сказал его глава, предложит постепенно заменить «ПАЗы» и «ГАЗели» на автобусы большой вместимости. По мнению господина Абдулхакова, один большой автобус, работающий по расписанию с «нормальным интервалом движения», предпочтительнее 5-10 автобусов малой вместимости. С учетом того что город рассчитывает сократить количество маршрутных автобусов на дорогах города вдвое — до 1200 единиц, а таких машин в Казани сейчас не более 450 штук, транспортникам предстоят большие закупки. «Пока мэрия рассматривает варианты использования автобусов различных марок и модификаций», — сказал господин Абдулхаков. При этом он высказал мнение, что единая марка автобуса позволит решить проблему с закупкой запчастей для машин.
Однако частные перевозчики не намерены обращать внимания ни на изменение маршрутов, ни на проведение конкурсов, ни на намерение властей пересадить пассажиров в большие автобусы. Так, старший 201-го маршрута Марат Калимуллин заявил „Ъ“: «Перевозчики проигнорируют этот конкурс. Почему? Потому что они (мэрия — „Ъ“) сами допустили юридическую ошибку. У нас в соглашениях есть пункт: каждая сторона за месяц до окончания срока договора должна уведомить о его расторжении вторую, в противном случае договор автоматически продляется на тот же срок. Чего не было сделано. У всех предпринимателей договоры зак-лючены сроком до 1 августа 2006 года. А они (мэрия — „Ъ“) разослали всем письма 8-9 июля, не выдержав регламент». Таким образом, собеседник считает, что перевозчики могут не волноваться за свой бизнес еще как минимум три года. А в связи с намерением властей вывести на маршруты автобусы большой вместимости собеседник „Ъ“ считает, что людей хотят вернуть на десятилетие назад, «чтобы люди толкались». Он также полагает, что перевозчики проигнорируют модернизацию маршрутной сети: «Пусть вылавливают каждую машину, отправляют на штрафстоянки. Нас в Казани 240 перевозчиков, — все злые и голодные».
Мнение, что предприниматели останутся на своих местах, поддержала и частный перевозчик по 107-му маршруту Гульнара Колова. «Это только разговоры. И после конкурса нас никто не сможет убрать. Все это рассчитано лишь на некомпетентных людей», — считает она. Единственное, по ее мнению, что может сделать руководство города, — это воздействовать на перевозчиков через ГИБДД, однако техосмотр проходить «уже давно тяжело». «Пока идет травля, никаких действий не предпринимается. Но, вообще, вряд ли они смогут нас подвинуть», — уверена госпожа Колова.
Лилия Миргазиева, "Ъ - Волга-Урал"